2024 / 25
Образовательные технологии, используемые в педагогической деятельности учителем-логопедом Чаликиди О.С.
-Технологии организации развивающей среды и деятельности ребенка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной организации описаны в ФГОС (п. 3.3). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
-Технологии организации психолого-педагогического сопровождения.
В нашем детском саду психолого-педагогической комиссией, членом которой являюсь я, составляется индивидуальный образовательный маршрут с учетом рекомендаций ЦПМПК и по результатам входящей диагностики Важной сущностной характеристикой психолого-педагогического сопровождения, в нашем понимании, является безусловная ценность внутреннего мира ребёнка, приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Суть идеологии сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, это можно осуществить в тесном взаимодействии педагогов, специалистов и родителей.
-Коррекционно-развивающие технологии:
Это технологии, направленные, прежде всего, на активизацию жизненных сил, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, формирование высших психических функций, эмоционально-волевых процессов и т.д.
Технология сенсорной интеграции.
Целью сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Для успешной сенсорной интеграции детей с ОВЗ в своей работе я применяю различное сенсорное оборудование, которое стимулирует сенсорное развитие дошкольников и развивает активную деятельность.
Здоровьесберегающие технологии:
Дыхательные упражнения.
Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным,
регулируемым непроизвольно. В логопедическом кабинете и в группах ДОУ есть разнообразные игры и приспособления для тренировки дыхания.
Глазодвигательные упражнения.
Помимо достижения понятных целей по сохранению зрения, глазодвигательные упражнения способствуют активизации структур головного мозга, помогают расширить объём зрительного восприятия, что косвенно влияет на процесс обучения. Эти упражнения нелегко даются детям, поэтому не очень любимы ими. Я стараюсь разнообразить их, сопровождать рифмовками, потешками, использую яркие, необычные игрушки.
Кинезиологические упражнения.
Данные упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу правого и левого полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают обучение процессу письма. Данные упражнения активно использую совместно с инструктором по физическому воспитанию в более удобном пространстве спортивного зала.
Самомассаж.
Эти приемы позволяют снимать мышечное напряжение, способствуют расслаблению, развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания. Ребенок учится чувствовать свое тело, «договариваться» с ним. В этом мне помогает серия пособий О.И.Крупенчук «Стихи для развития речи», «Пальчиковые игры», «Научите меня говорить правильно».
Растяжки. Релаксации.
Хороший релаксационный эффект достигается за счет чередования периодов сильного напряжения и расслабления мышц. Это позволяет ярче и яснее почувствовать расслабление в теле. Осознание своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела.
Игры.
Это и игры на сплочение подгруппы, подвижные игры, коммуникативные игры, ролевые, словесные игры. В ходе игры ребенок проживает определенную роль и получает ценный опыт взаимодействия с миром. Во время игры происходит расширение адаптационных возможностей, развитие целеполагания, планирования деятельности, расширение коммуникативного репертуара, опыт совместной деятельности. Все проводимые занятия и мероприятия строю с учетом этой технологии.
Психогимнастика.
Психогимнастика формирует умения и навыки практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой). Она способствует лучшему взаимопониманию при общении; совершенствованию когнитивных способностей; повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности, сокращению эмоциональной дистанции; уменьшению напряжения, снятию страхов; формированию способности выражать свои чувства. С этой целью я использую пособия Н.В. Нищевой «Веселая мимическая гимнастика», Чистяковой М.И. «Психогимнастика».
- Технологии проблемного обучения.
Чаще всего это проблемный вопрос, например, «Что было-бы, если-бы не было электричества?». В результате поиска ответа на вопрос, дети учатся думать, размышлять, рассуждать и высказывать самые невероятные предположения.
- ИКТ технологии.
В работе применяю: видеоролики на различные лексические темы, презентации на развитие грамматического строя речи, автоматизацию звуков и т.д., обучающие мультфильмы, аудиозаписи неречевых звуков, музыкальных произведений, пробуем осваивать интерактивные игры (с 5 лет, согласно нормам СанПиН).